Это интересно
Новости по теме
|
Sprint carСреднестатистический европейский телезритель, не увлеченный фанатично автогонками, может увидеть гоночную машину класса Sprint Car разве что в коротком сюжете передачи типа «Катастрофы недели» или «Домашнее видео». Этот американский гоночный класс совершенно неизвестен в Европе и не представлен даже на спортивных телеканалах. Зато короткие сюжеты о катастрофах на спринтовых треках не покидают шоу реального видео – ведь столкновения, перевороты, многократные сальто и массовые завалы стали неотъемлемой частью гонок спринткаров. При виде угловатых несимметричных машинок с нелепыми антикрыльями во всю крышу европеец, скорее всего, усмехнется и примет их за шоу-кар или автомобиль малочисленной любительской серии. Американец же проникнется уважением: ведь спринткары – это один из самых зрелищных и популярных в штатах гоночных классов. Немудрено: на широких и коротких (меньше мили) стадионных овалах 800-сильные машинки развивают скорость свыше 200 км/ч в постоянном скольжении и контактной борьбе за позицию. У многих пилотов, сегодня выступающих в высших сериях NASCAR, Indy и Champ Car (для американцев это куда престижнее, чем «Формула-1»), за спиной опыт выступления в гонках спринткаров. Ведь спринт – это не только экстремальная проверка водительского мастерства, но и серьезное испытание на смелость. На свежий воздух До Первой мировой войны автогонки в Америке развивались по привычному капиталистическому сценарию. В соревнованиях участвовали большие и мощные автомобили, специально подготовленные для гонок. Большинство команд существовало за счет серьезной спонсорской поддержки автопроизводителей, заезды проводились только в больших городах. После войны гонками заинтересовались и в сельской местности. Фермеры гоняли по местным ипподромам на «форд Т», с которых была снята половина деталей для снижения веса. Маленький «форд» как нельзя лучше подходил для гонок – машина была массовой и запчасти для нее были всегда доступны. Вскоре выбор деталей для «Т» пополнился недорогими гоночными комплектами. Гонки по ипподрому привлекали немало зрителей. Трасса целиком помещалась в поле зрения, позволяя непрерывно следить за борьбой пилотов. Гаревое покрытие означало постоянные заносы, частые развороты и море брызг из-под колес. Степень доработки автомобилей для гаревых гонок постепенно увеличивалась, и к 1940-м годам в машинах уже слабо угадывались серийные корни. Большинство спортсменов по-прежнему использовали старые фордовские моторы, хотя некоторые могли позволить себе специальные гоночные двигатели Miller или Offenhauser. В основном гонки проводились на сельских ипподромах, однако постепенно начали появляться специально построенные стадионные трассы. Для них стали актуальны автомобили меньших размеров – midgets. Этот класс машин сохранился и до наших дней. Обычные полноразмерные снаряды стали называть «большими автомобилями», big cars. Термина «спринткар» все еще не существовало. 1950-е годы принесли в спорт большие изменения. Несмотря на то, что некоторые спортсмены продолжали гоняться по ипподромам на довоенных «фордах», гонщики передового эшелона перешли на специально построенные автомобили. Почетное место в трубчатом каркасе заняли «большие блоки» V8 от Mercury, Chevrolet и того же Ford. Гаревые гонки по коротким овалам стали серьезным спортивным событием стадионного масштаба, привлекающим толпы зрителей. Именно тогда появился современный термин – Sprint Car Racing. Крылья жизни Ни для кого не секрет, что скоростные гонки по широким овалам зарабатывают себе популярность за счет жесткой контактной борьбы и обилия столкновений. Многочисленные зрители честно признаются: если во время гонки никто не перевернулся, не разбил машину вдребезги и не отправился в госпиталь на «скорой» – значит, билет был куплен зря. Болельщики с нетерпением ждут аварий даже в суперскоростных NASCAR и Indy. В гонках спринткаров, где машины с открытыми колесами выясняют отношения на коротком овале в постоянном скольжении, опасность всегда была неотъемлемой составляющей спорта. В 1970-е годы некоторые команды начали устанавливать на спринткары огромные антикрылья спереди и сзади. Прижимная сила, создаваемая крыльями, позволяет более эффективно реализовать колоссальную мощность двигателя, подведенную к постоянно буксующим задним колесам. Крылья существенно улучшают управляемость машины, что сказывается как на конкурентоспособности экипажа, так и на активной безопасности. Наконец, в случае аварии крылья ломаются, принимая на себя значительную часть энергии удара, которая иначе досталась бы пилоту. Спортсмены устанавливают на свои спринткары настолько большие антикрылья, насколько это возможно с точки зрения обзорности. По бокам ставятся широкие вертикальные панели – они дают дополнительную стабильность в повороте, опираясь на воздух, подобно килю самолета. Боковые панели устанавливаются несимметрично, одна выше другой, чтобы они не «затеняли» друг друга (в аэродинамическом смысле) от потока воздуха – так общая площадь опоры увеличивается. |