Когда говорят о ароматах Версаля, то на ум первым делом приходит королевский двор, где искусство каз Слово «блог» (от weblog) среди прочей компьютерной лексики пришло к нам из английского языка. Первое Общеславянское слово бог имеет соответствия в некоторых индоевропейских языках (др.-инд. bhagas - "о Ситуация вокруг запуска спутника КНДР еще более накалилась, хотя нет ясности даже в том, успешно ли прошел старт. БРИКОЛАЖ В своем прежнем значении глагол bricoler применяется к игре в мяч, к бильярду, к охоте и ве В настоящее время существуют две гипотезы о происхождении этого слова. По мысли Брюкнера, слово *mos В народных представлениях бузина - демонический локус, воплощение и вместилище черта и т.п. Характер Давайте честно скажем начальству нашей второй половинки спасибо за то, что у наших мужей есть команд Проспали свою остановку? Клюёте носом на работе и за рулём? Вот несколько простых советов, которые п Даже, когда нам кажется, что мы смотрим по телевидению что-нибудь интересное, мы всё-равно тратим ма Какой бы заядлой оптимисткой ты не была, все равно уныние порой берет верх над оптимизмом. Побороть Случается так, что мы теряем работу. Ну, или просто увольняемся сами, желая найти занятие, которое б Группа нейрофизиологов из Германии и Нидерландов впервые открыла альтернативный источник питания для Австралийский ученые выяснили, что беременность не влияет на мозг. Вопреки распространенному мнению,
 


В осенне-зимний пора дома, на работе, в транспорте мы безотлучно сталкиваемся с людьми, которые кашляют и чихают. При этом они либо вообще не прикрывают клюв и нос, либо изображают заботу о ближних, п...

Далее


Запретный плод сладок. Но, как оказалось, бывают случаи когда он еще и полезен. Именно о таких случаях мы сегодня и поговорим. Представляем вашему вниманию рейтинг вещей, к которым общество относится ...

Далее


В отличие от множества других складок и морщин нашего тела, которые появляются из-за постоянного сгибания и разгибания кожи, линии отпечатков пальцев не связаны с повторяющимся движением. Каждый из на...

Далее


Старость — это возраст креативности В юности кажется, что старость наступает в 30. В 45 понимаешь, что все еще впереди. В 60 догадываешься, что, пока ты на ногах, ничего не потеряно. А в 70 лет оказыв...

Далее


Интерференция — замечательное явление, имеющее множество применений. Оно прояв-Лж. ляется как в опти...

Далее


В большинстве случаев с ней вполне можно справиться домашними средствами. В меньшинстве — нельзя...

Далее





1. УТОПИЯ СЕГОДНЯ

Биотехнологии


1. УТОПИЯ СЕГОДНЯ

Споры о ведущей роли природы (или наследственности, или генов) либо общества (соответственно среды или воспитания) в формировании человеческих качеств ведутся очень давно. Нередко отмечается маятниковый характер смены представлений о том, чем именно определяются эти качества. Действительно, несколько десятилетий назад едва ли не подавляющим было преобладание представлений, в которых ключевая роль отводилась социальным факторам; сегодня же значительно более популярны воззрения тех, кто считает решающим влияние наследственности (генов). Разумеется, в качестве основания для такого изменения взглядов обычно называют колоссальные достижения молекулярной биологии, и прежде всего - проводимые на молекулярном уровне исследования по генетике человека.

На мой взгляд, однако, сами по себе эти достижения - сколь бы впечатляющими они ни были - являются лишь одним из факторов, обусловливающих такое "переключение гештальта", в результате которого именно генетическим, а не социальным детерминантам стала отводиться ключевая роль при объяснении природы человека и его поведения. Ведь и сам этот бурный прогресс биологических наук в существенной степени обусловлен сдвигами социально-культурного порядка.

С одной стороны, исследования в области генетики человека стали несомненным приоритетом не только для современной науки, но и для современного общества (там, где оно вообще хочет и может поддерживать науку). С другой стороны, более высокое доверие к биологическим трактовкам природы человека в противовес трактовкам социологическим или наоборот - это, в конечном счете, выбор, который делают сами люди, который делает общество.
261

Здесь уместно будет провести такую аналогию. Предпочтение биологического либо социологического истолкования природы человека можно сопоставить с предпочтением различных объяснений этих перемен в общественных умонастроениях. Одно из таких объяснений ставит во главу угла прямое восприятие обществом научных достижений - как если бы общество было непосредственным реципиентом той весьма специализированной интеллектуальной продукции, которую поставляет ему наука. Другое же объяснение акцентирует роль социально-культурных факторов, которые не просто опосредуют передачу обществу этой интеллектуальной продукции, но и сами в значительной мере определяют те зоны текущего производства новых научных знаний и технологий, которые привлекают повышенный интерес общества. Обращение к этим факторам, между прочим, позволяет обнаружить немало весьма значимых особенностей и нюансов нынешнего массового "обращения в генетическую веру".

Возьмем только один пример. Зоолог и этолог Франс Де Ваал пишет, что сегодня противопоставлению природы и воспитания приходит конец (см.: [De Waal F.В.М., 1999, р. 94-99]). Он вспоминает, что когда в 70-е годы в своих публичных лекциях он рассказывал о сексуально обусловленных различиях в поведении шимпанзе, в частности о том, что самцы более агрессивны и более амбициозны, чем самки, ему приходилось сталкиваться с взрывами протеста*. Его обвиняли и в проекции своих ценностей на поведение животных, и в недостаточной строгости его методов, и в других грехах.

Сегодня же, по его словам, подобную информацию повторяют столь широко и часто, что она нагоняет на слушателей зевоту. Казалось бы, сторонники биологических объяснений могут праздновать победу, однако Де Ваала это отнюдь не устраивает. "Мы ничуть не приблизились к рациональному пониманию взаимодействия генов и среды, - сетует он. - Общество позволило маятнику беспорядочно качнуться назад от воспитания к природе, оставив в недоумении многих обществоведов. Тем не менее мы до сих пор любим выражать все в терминах влияния либо того, либо другого, а не того и другого вместе" [De Waal F.В.М., 1999, р. 96].
----------------------------
* Одну из своих книг он назвал "Политика шимпанзе": De Waal F.В.М. Chimpanzee Politics: Power and Sex among Apes. Baltimore,1989. В ней описывается, в частности, борьба за статус, которую он наблюдал в колонии шимпанзе, живущей в неволе. Самцы шимпанзе образовывали коалиции, плели интриги и предавали друг друга. Они отчетливо демонстрировали эмоции, напоминающие гордость и ярость, в зависимости от того, признавался или нет их ранг в колонии их собратьями.
262

И далее автор говорит о необоснованности и даже опасности такого рода противопоставлений. Он считает, что современные исследования все более определенно показывают взаимопереплетение биологических и социальных детерминант. Вследствие этого, надеется он, в будущем "столь популярные сегодня дихотомии ослабеют вплоть до того, что от них можно будет отказаться. Вместо того чтобы видеть в культуре антитезу природе, мы придем к
[/de][/de]

1. УТОПИЯ СЕГОДНЯ

Используются технологии uCoz