Это интересно
Новости по теме
|
Человек в плену вещейНельзя презрительно относиться к вещам. Потому что тот, кто не ценит вещи, как правило, не способен ценить и труд людей. Ведь именно люди делают вещи. Их труд является овеществленной энергией. Пренебрежение к предметам, их порча - это неосознанное стремление подавить в себе истинные причины раздражения, суть которого заключается в негативном отношении к окружающим. Эту связь давным-давно уловили психиатры, хорошо изучившие причины так называемого детского вандализма. Наши заплеванные, исписанные нецензурной бранью подъезды, общественные туалеты, транспорт - доступное поприще для такого рода детско-подросткового . Взрослые гораздо реже коверкают и портят вещи вовсе не потому, что лучше детей, а в силу того, что умеют более искусно подавлять в себе изначальное раздражение на людей, а также осознали непрямую связь предметов и людей. Таким образом, пренебрежение вещами - это болезнь, крайность. Однако есть и другого рода крайность: излишняя зацепка за материальные блага. Так называемый вещизм. Если хотите, это тоже болезнь. Как бывает, например, гипофункция какого-то органа в теле человека (недостаточное развитие), так есть и гиперфункция (избыточный рост). С этих позиций вещизм - есть крайняя степень болезненной зависимости от материальных благ. Своего рода наркотик. А вот почему к этому наркотику так тянет, давайте разберемся. Вещи могут мстить. Вот пример. Они так радовались, когда купили автомобиль! Всей семьей. Потому что надеялись, что покупка сделает еще дружнее и без того сплоченную семью: ведь совместные поездки в отпуск на машине, вылазки на природу должны были создать новые предпосылки для тесного единения. Вышло все иначе. Денег едва хватило на автомобиль. Но после его покупки обнаружилось, что траты только начались. Срочно потребовался гараж: на оплачиваемой стоянке из машины средь бела дня вынесли всю салона. Гараж стоил почти столько же, сколько и автомобиль. Заняли денег, купили его. В первый раз выехали в отпуск. Пока до моря доехали, милиция поборами замучила. А на обратном пути автомобиль поломался. На его починку денег уже не хватило. Пришлось на двое суток задержаться там же, пока родственники по телеграфу деньги выслали. Поехали наконец. И вновь неудача. Ехавший сзади пьяный водитель так наподдал, что кузов всмятку... Вместо былой теплоты поселилась в доме озабоченность. Где взять время и деньги на хождение то к одному, то к другому специалисту по починке автомобилей? И потом: бензин-то ведь тоже чего-то стоит. Стали домочадцы замечать, что слишком уж привязали их к себе и желанная когда-то машина, и гараж. Исчезло душевное тепло из семьи. А без него и все остальное не мило. Раз собрались все для семейного разговора. Решили: автомобиль продать. А когда через полгода после продажи машины теплая атмосфера в доме восстановилась, поняли, что сами себе хороший урок преподнесли, сместив на какое-то время акценты с людей на вещь, хотя и очень дорогую, но бездушную. Кто-то из читателей усмехнется: а вот ему личный автомобиль не то что не мешает, но помогает экономить массу времени и денег. Это нормально - когда вещь служит человеку, а не наоборот. Я и не призываю вовсе отказаться от благ цивилизации. Вот только быть ее рабом - стоит ли? Нас же всеми силами пытаются сделать таковыми. С помощью СМИ и рекламы, насаждающих культ вещей. Пропаганда такого культа ведется порой назойливо до оскомины, а иногда - совсем незаметно. Проведите эксперимент. Зайдите в любую из своих комнат и отберите вещи, которые рекламируются по телевидению, радио, в газетах. Вы удивитесь, обнаружив, что таких предметов в ваших домах - уйма. А между тем: кто плевался в телевизор, когда именно вот эти вещи рекламировали, прервав ваш любимый фильм? Разве не вы? Но потом досада прошла. И, выбирая зубную пасту, отчего вы вдруг купили не отечественный скромно упакованный тюбик, а какой-нибудь ? Неужто он и впрямь лучше? Ничуть не лучше других! Лучше не сам товар, а его хитрые производители. Вернее, и они не лучше других. Просто находчивее, предприимчивее. Они хорошо знают психологию потребителя, который в итоге купит, обязательно купит вещь именно ту, о которой чаще говорят, отдав ей предпочтение перед таким же товаром, а, возможно, более качественным, но о котором мало что известно. Вспомним историю про наш советский (еще советский!) аспирин и его американский аналог. Когда в аптеках появился красиво упакованный заокеанский флакончик, мало кто устоял перед желанием его купить. Еще не окончательно обнищавшие в то время старушки усерднее других делали устную рекламу новомодному аспирину. Уж и мягок же он для желудка, уж и не кисел так, как наш! А вот, поди ж ты, спустя пару лет стали вновь гоняться за нашим, отечественным аспирином. Почему? Не только потому, что он дешев. Оказалось, он куда более качественнее. |